Из истории морских Сигнальных Флагов
Сигнальные Флаги интересны автору этого блога и на их основе создана коллекция принтов «Азбука МСС» студии BoatStyle.ru, а значит стоит раскрыть некоторые факты из истории системы флагов Международного Свода Сигналов.
Система МСС связана напрямую со списком слов, используемых для идентификации букв в сообщениях по радио. Этот утверждённый список слов называется Фонетическим Алфавитом ИКАО (англ. ICAO — International Civil Aviation Organization), известного ещё как фонетический алфавит ITU, фонетический алфавит НАТО или международный радиотелефонный фонетический алфавит.
Каждой букве латинского алфавита соответствует слово, начинающееся с неё. Букве «А» соответствует слово «Alfa», «B» — «Bravo» и т.д. Это сделано для того, чтобы можно было легко распознать произнесённую букву в процессе радиообщения. Эта система позволяет избежать путаницы в распознавании созвучных букв, например, «M» и «N».
Флаги
Передача информации флагами появилась гораздо раньше, чем было изобретено радио. Первый известный сборник флажных сигналов датируется 1653 годом и был выпущен в Великобритании. Справочник охватывает не только какие сигнальные флаги подняты, а и где (на каком такелаже) они подняты и в сочетании с какими парусами. Более того, некоторые сигналы должны были сопровождаться одним выстрелом или серией залпов из бортовых орудий.
Почти за полтора столетия было издано несколько других сборников флажных сигналов. Пока в 1803 году королевский флот Великобритании не принял на вооружение систему, которую разработал контр-адмирал сэр Хоум Риггс Попхэм (Rear Admiral Sir Home Riggs Popham). Есть версия, что толчком к этой работе стало поражение в 1798 году экспедиции под командованием генерал-майора Кута, в которой участвовал Попхэм.
Система
Впервые проверить свою систему флажных сигналов Попхэм смог 2 апреля 1801 года, в битве при Копенгагене. В то время он служил в качестве офицера связи на корабле HMS Romney. Он разработал подъемник с двумя или тремя флагами и каждый знак был числом, а их комбинации, — различными состояниями готовности. Словарный запас был ограниченным и полностью морским, подходящим для непосредственного командования. При Копенгагене лодки с посыльными могли доставлять приказы, но этого не потребовалось, — использовали только сигналы флагами.
Результативность новой системы Попхэма, улучшившей общение между кораблями, впечатлила Лорда Спенсора (George John Spencer, 2nd Earl Spencer), возглавлявшего в то время Комитет лордов Адмиралтейства (в наше время это было бы названо штабом Королевских ВМФ Великобритании). Джордж Спенсер посоветовал Попхэму издать свод сигналов. Книга Telegraphic Signals or Marine Vocabulary[1], изданная в 1803 году, очевидно, оказалась полезна для Нельсона при разработке тактики флота в битве при Трафальгаре.
Спустя почти столетие, вскоре после изобретения радио, появилась и Фонетическая Азбука, о которой впервые упоминается в легендарной книге The Bluejacket’s Manual, изданной в 1913 году. Эта книга уже более стал лет служит сборником полезных знаний для персонала военно-морского флота США. Книга впервые была напечатана в 1902 году, а в 2017 году The Bluejacket’s Manual была переиздана в 25-й редакции. Любопытно, что Азбука Морзе встречается в более позднем издании этой книги.
Флаг МСС | Буква | Название | Произношение | Значение |
A | Alfa | AL-fah | У меня спущен водолаз: держитесь в стороне от меня и следуйте медленно. | |
B | Bravo | BRAH-voh | Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз. | |
C | Charlie | CHAR-lee | Утвердительный ДА или «Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме». | |
D | Delta | DELL-tah | Держитесь в стороне от меня: я маневрирую с трудом. | |
E | Echo | ECK-oh | Я изменяю свой курс вправо. | |
F | Foxtrot | FOKS-trot | Я не управляюсь: держите со мной связь. | |
G | Golf | GOLF | Мне нужен лоцман. | |
H | Hotel | hoh-TELL | У меня есть на борту лоцман. | |
I | India | IN-dee-ah | Я изменяю свой курс в порт. | |
J | Juliet | JEW-lee-ett | У меня пожар, и я имею на борту опасный груз. Держитесь в стороне. | |
K | Kilo | KEY-lo | Я хочу установить с вами связь. | |
L | Lima | LEE-mah | Остановите немедленно своё судно! | |
M | Mike | MIKE | Моё судно остановлено и не имеет хода относительно воды. | |
N | November | no-VEM-bur | Отрицательный «НЕТ» или «Значение предыдущей группы читать в отрицательной форме». | |
O | Oscar | OSS-kur | Человек за бортом! | |
P | Papa | pah-PAH | Все должны быть на борту, т.к. судно снимается с якоря. | |
Q | Quebec | kay-BECK | Моё судно не зараженное, прошу предоставить свободную практику. | |
R | Romeo | ROH-me-oh | Международного значения флаг не имеет. | |
S | Sierra | see-AIR-ah | Мои машины работают на задний ход. Двигаюсь кормой вперёд. | |
T | Tango | TANG-go | Держитесь в стороне от меня: я тут рыбу ловлю. | |
U | Uniform | YOU-nee-form | Вы идёте к опасности! | |
V | Victor | VIK-tah | Мне требуется помощь. | |
W | Whiskey | WISS-kee | Мне нужна медицинская помощь. | |
X | X-ray | ECKS-ray | Приостановите выполнение ваших действий и наблюдайте за моими действиями. | |
Y | Yankee | YANG-kee | Я волочу якорь. (Якорь не держит.) | |
Z | Zulu | ZOO-loo | Мне требуется буксирное судно. |
Итак, к 1913 году был официально закреплён флаг за каждой буквой латинского алфавита (или за каждым сигнальным флагом – буква). Это позволило судам обмениваться визуальными сообщениями не прибегая к радио. Таблица кодовых слов получила статус международной и это позволяет общаться, обходя языковой барьер.
Например, слово «NAVY» (рус. Военно-морские силы) переводится на язык флагов так: «November Alfa Victor Yankee».
Несколько флагов из этой сигнальной азбуки получили особые значения и специальные названия. Пять флагов называются управляющими флагами. Они уточняют интерпретацию передаваемого сообщения через своё положение в цепочке флагов.
Уточняющими флагами считаются:
Afirm (Affirmative = Утвердительный);
Int (Interrogatory = Вопросительный);
Negat (Negative = Отрицательный);
Prep (Preparatory = Подготовительный).
Исторически сложилось, что военно-морской флот США часто заменял эти специальные названия стандартными словами, перечисленным в Фонетическом Алфавите. Во время Второй мировой войны, когда была постоянная необходимость связи с союзными войсками, сигнальщикам было приказано использовать стандартные слова, указанные в скобках выше.
Словарь
В 1947 году Административная радиоконференция Международного союза электросвязи предложила передать Международный свод сигналов в компетенцию Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). И, вскоре после того, как в 1956 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала Фонетический Алфавит, его взяли на вооружение многие, включая и НАТО.
Слова, выбранные для обозначения некоторых букв, изменились с момента появления Фонетического Словаря. Эти изменения были закреплены международным соглашением. Современный Фонетический Словарь был утверждён в 1957 году, а в 1959 (ИМКО) приняла функции комитета по Международному своду сигналов, и выполняет их по сей день.
Английский язык был сделан базовым, чтобы облегчить общение судов разных стран. Однако, когда общение происходит между представителями одной страны (во внутренних водах), — может быть использован фонетический словарь страны. Для ВМФ СССР тоже был разработан флажный алфавит на основе кириллицы. Об этом в другой раз.
(Иллюстрация из публикации BoatStyle.ru в ЖЖ, размещённой в 2013 году.)
Для первой коллекции авторских рисунков была выбрана Азбука МСС (Международной Системы Связи). Однажды я заметил в разговоре с капитаном яхты, на которой хожу с другом уже не один год, что вокруг очень много стало мелькать принтов на одежде, вещах или безделушек на основе символического изображения якоря или парусника. И Капитан парировал, предложив сделать свой набор рисунков с морским характером. Спустя несколько месяцев была подготовлена эта коллекция.
Купить
На день подготовки этой публикации на сайте boatstyle.ru вывешена лишь коллекция классических керамических кружек с авторскими принтами сигнальных флагов из серии «Азбука МСС«.
Футболки, толстовки, сумки, кружки и другие вещи можно заказать в любом количестве от одного экземпляра и нужного размера (если речь об одежде). Если интересно, можно заглянуть на витрину BoatStyle.ru и сделать заказ с доставкой по Москве или по России.
В одном известном многим яхтсменам и водномоторникам магазине морских товаров («Мореман») можно было купить футболки из эко-серии с принтами от BoatStyle.ru.
Отличительной особенностью этой ограниченной партии морских футболок стал материал. Бельгийская компания «Stanley&Stella» при производстве ткани использует возобновляемые источники энергии и гарантирует принятие всех мер для минимизации вреда окружающей среде и соблюдение стандартов FairTrade.
Можно заказать именной экземпляр или форменную одежду для экипажа (команды). Такие заказы уже были, а один экипаж сделал заказ для поездки на международные соревнования.
Заказать
Для командного заказа можно в выбранный эскиз добавить название судна, имя владельца вещи и/или судовую роль. Так будет значительно легче общаться с другими участниками соревнований.
Заказать вещи с принтами флагов МСС…
Индивидуальный эскиз или командные вещи можно заказать, связавшись с автором по электронке: info@boatstyle.ru
Ранее опубликовано: Об авторе этого материала и рисунков
[1] Telegraphic Signals or Marine Vocabulary 1803, Parts I and II, NMM, SIG/B/82 (formerly Sp 86); Ec/61 and NM 75 (formerly RUSI 75); Tunstall, p.243